Выживут только ОЦПОтветственные цепочки поставок.?

Это не только название авторского телеграм‑канала об устойчивом развитии, но и тема, волнующая лидеров ответственного бизнеса.

Глобальный тренд по внедрению ESG‑регулирования в цепочку поставок не обошел Россию, затронув вопросы зеленых закупок для нужд и государства, и бизнеса.

Крупнейшие компании, с одной стороны, продолжают совершенствовать свои подходы к ESG‑оценке и «озеленению» поставщиков: от обучения контрагентов до учреждения публичных премий для лидеров ответственных цепочек. С другой стороны, корпорации вынуждены считаться с общей экономической ситуацией и балансировать между стремлением сделать свою цепочку «идеально зеленой» и объективной реальностью, в которой существует дефицит зеленых поставщиков.

Чтобы ускорить внедрение процессов ESG‑оценки поставщиков, в октябре 2024 г. мы представили рынку методические рекомендации по проведению такой оценки. Этот документ был разработан силами Рабочей группы «Устойчивые поставки».

Анастасия Савельева

«Цель разработки методических рекомендаций – это поиск возможностей для объединения и частичной унификации подходов крупных компаний к оценке поставщиков. Методология представляет собой готовый прикладной инструмент и будет полезна, прежде всего, тем, кто только начинает системную работу с поставщиками. Для тех, кто уже ведет такую работу, – это возможность начать корректировать свои подходы исходя из общепринятых подходов на рынке»

Анастасия Савельева, начальник управления устойчивого развития ООО УК «Металлоинвест»
Анастасия Савельева, начальник управления устойчивого развития ООО УК «Металлоинвест»

Методические рекомендации по ESG‑оценке поставщиков

Целевая аудитория проекта
  • Крупный бизнес
  • МСП
  • Регуляторы
  • Экспертное сообщество

Документ призван упростить и систематизировать процесс оценки контрагентов для всех участников рынка. Наша цель – дать компаниям практичный инструмент для оценки поставщиков по ESG‑критериям.

Особенности методических рекомендаций:

  • В рекомендациях описан процесс ESG‑оценки, который может быть внедрен любой компанией вне зависимости от ее уровня экспертности в устойчивых закупках.
  • Документ включает несколько вариантов анкеты с ESG‑критериями для оценки поставщиков: базовая анкета (28 вопросов), для продвинутой практики (74 вопроса) и для лидеров рынка (93 вопроса). Благодаря этому анкета позволяет оценивать любых поставщиков с любым уровнем развитости ESG‑практик.
  • Рекомендации содержат унифицированные критерии оценки, разработанные при участии крупных компаний – учредителей Альянса.
  • Наличие единых критериев оценки может послужить основой для создания универсального механизма или ESG‑сервиса такой оценки поставщиков на российском рынке.
Андрей Шаронов

«Очень важно, что компаниям Альянса, большинство из которых занимаются ESG‑оценкой поставщиков не первый год, удалось договориться об общих подходах и зафиксировать их в единой анкете»

Андрей Шаронов, Генеральный директор Национального ESG Альянса
Андрей Шаронов, Генеральный директор Национального ESG Альянса

Обсуждение вопросов зеленых закупок

Целевая аудитория проекта
  • Крупный бизнес
  • МСП
  • Государство
  • Регуляторы

Системно внедряя ESG‑требования к поставщикам в свои закупочные процессы в стремлении соответствовать стандартам и ожиданиям своих клиентов, крупные корпорации оценивают и потенциальные риски, в частности риски нарушения антимонопольного законодательства. Так, у ряда компаний существовали опасения относительно возможных жалоб в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которые могли поступить от поставщиков, дискриминированных в ходе закупочных процедур по причине несоответствия зеленым требованиям корпораций.

Чтобы прояснить, действительно ли установление ESG‑требований к поставщикам может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, Альянс обратился в ФАС.

В ответ на запрос ФАС подготовила позицию, в которой разъяснила, что антимонопольные органы не ищут нарушений в процедурах закупок, не являющихся обязательными по закону. Таким образом, торги по корпоративным закупкам частных компаний не попадают в зону внимания ФАС. Риски нарушения антимонопольного законодательства минимальны при соблюдении следующих условий:

1) применение ESG‑требований не приводит к искусственному ограничению числа поставщиков до единственной компании;

2) ESG‑требования продиктованы требованиями клиентов, что дает право транслировать их на контрагентов по цепочке.

  • Помимо корпоративных закупок Альянс обратил внимание на тему государственных зеленых закупок. Так, весной 2023 г. Альянс инициировал дискуссию об экологических требованиях к государственным и муниципальным закупкам на примере Постановления Правительства Российской Федерации № 1224Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 2022 г. № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования».. Круглый стол, посвященный этой теме, прошел на площадке «Интерфакса» в Москве. Его участники – бизнес, представители Минфина, Минприроды и Федерального казначейства – обсудили подход к гармонизации экологических требований государства и усилий крупного бизнеса в зеленом производстве и логистике.
  • Главными темами обсуждения стали согласование подходов государства и бизнеса к экологическим требованиям в закупках, поддержка компаний, стремящихся к устойчивому производству и логистике, а также создание прозрачных условий для развития «зеленых» цепочек поставок. Мы рассматриваем зеленые закупки как важный инструмент ESG‑трансформации и продолжим участвовать в формировании регуляторной среды, поддерживающей устойчивый бизнес.